Анатолий Пасечный является автором уникального энциклопедического словаря-справочника «Изобразительное искусство» (К., 2007), пособия «От «макарон» графического дизайна» (А., 2013), что по своей полнотой, интегрированностью в современность не имеют аналогов среди новейших украинских изданий. Последний труд заключает почти сорокалетний педагогический опыт автора.
В последнее время в обществе возрос интерес к истории и теории изобразительного искусства, о чем свидетельствует выход в свет большого количества соответствующей литературы в виде теоретических пособий, альбомов, художественной литературы, и тому подобное. Обычно читатель, пользуясь любой специфической литературой, часто натыкается в тексте на художественные термины, которые ранее ему не попадались.
Энциклопедический словарь-справочник, Анатолия Пасечного, имеет в своем арсенале более 3000 терминов, где практически каждый второй термин сопровождается иллюстрацией. Словарь-справочник Анатолия Пасечного охватывает всю сферу художественно-творческой деятельности человека. Изобразительное искусство в целом, декоративно-прикладное, архитектуру и дизайн, театрально-декорационное искусство, музейное дело, искусствоведческие и философские понятия и многие другие, непосредственно связанные с художественным творчеством человека. Широко приведены определения стилей, течений и направлений, также термины, которые бытовали в древности, но часто встречающиеся в различных литературных источниках по истории искусства.
В издании можно встретить и термины из мировой мифологии, которая была и до сих пор является материалом вдохновения художников. Присутствуют в справочнике также сленги, которые бытуют в художественных кругах и стали общеупотребительными выражениями на практике. Впервые приведено много современных терминов, появившихся в конце 20 — начале 21 века. Но ни в коем случае издание, разумеется, не претендует на освещение всей терминологии пластических искусств.
Структура словаря-справочника построена таким образом, чтобы определения были более доходчивы для читателей разного возраста: перед термином или выражением предшествует порядковый номер в соответствии с группой, благодаря которой, в предметно-тематическом Указателе, приведенному в словарном Приложении, можно легко найти соответствующий срок; за порядковым номером идет срок или выражение с ударением, выделенное жирными большими буквами, и тому подобное. В конце словаря-справочника имеем перечень терминов и понятий по их предметно-тематическим определениям, что дает возможность читателю в соответствующем тематическом разделе определить определенный срок, и его место в литературной группе.
Издание рассчитано на студентов и учащихся учебных заведений, художников, искусствоведов, преподавателей изобразительного искусства, культурологов, а также для всех, кто интересуется историей и теорией изобразительного искусства и стремится углубить свои знания по национальной и мировой культуры и художественно-творческой практике.
Такой всеобъемлющий подход преподносит издание на уровень действительно энциклопедический, в котором отражается развитие науки и культуры своего времени.
Особенности изданию придает использование в нем в качестве иллюстраций произведений современных отечественных, зарубежных, а в отдельных случаях также и одесских художников.
Примеры из энциклопедии:
242. Астверк (нем. — сук, ветвь + работа)
— натуралистический декоративный мотив, переплетение ветвей, сучьев, характерный для искусства готического стиля Германии 1480 — 1525 гг. Его “колючий” вид ассоциировался с символикой тернового венка. Мотив А. применялся в гравюрах по дереву и резьбе по камню — на балдахинах, на капителях колонн. А. относят к типу орнамента — масверк. Он может быть рельефным и прорезным, ажуроным. Этот же мотив приведет в резных деревянных алтарях Южной Германии часто называют ренкенверком (витиеватая работа). Новая волна популярности этого мотива связана с изделиями немецкого художественного серебра 16 — 19 вв. сочетание местных готических традиций с влиянием итальянского барокко и маньеризма подсказало мастерам — золотарям идею изготавливать ножки кубков и бокалов в форме А. — подобно переплетенных ветвей. Считается, что первым проект такого кубка из серебра обработал А. Дюрер.
176. Буфонда — (ит. — шутка)
— сознательное комедийное искажение в произведениях искусства жизненных пропорций натуры (образа) для выявления ее сущности; одно из проявлений гротеска. В основе Б. как вида представления и особого приема игры лежит грубый комизм, импровизационность, динамика, подчеркнутая внешняя характерность, преувеличение. Теряя художественную цель, Б. может превратиться в бессмысленное трюкачество. Ярче Б. проявляется преимущественно в театральном искусстве.
15. ИЗЕР
— специальный стальной инструмент в лозоплетении в виде плоской полосы, один конец которой сужен, другой имеет кольцеобразную концовку с отверстием. И. служит для уплотнения плетения (или наоборот — его розжига). И. бывают разные по размеру. В больших И. верхний конец может быть в виде крючка для изгибания толстых прутьев.
Узнайте больше об Анатолие Пасичном и его работах. Анатолий Николаевич внес огромный вклад в развитие направления «Графический дизайн» и учебного центра в целом. Наша команда благодарна этому безгранично талантливому Человеку и рекомендует к изучению его работы
P.S. Оригинал на украинском языке