Все учебные программы
Интервью с дизайнером Олегом Почтарем

Олег Почтар: «Дизайнера от человека, который просто выучил программы отличает умение композиционно мыслить, обращаться с цветом и формой. Это отражается и на уровне зарплаты на зарплате»

 21 мая в «Дизайн-Классе» пройдет семинар практикум «Активное формообразование». Его проведет Олег Почтар, выпускник академии дизайна, много лет преподававший в институте дизайна. Он также сотрудничает с международным рекламным агентствомThink MCCANN, до этого разрабатывал пользовательские интерфейсы для крупнейшего производителя устройств для чтения электронных книг и планшетов PocketBook.

В интервью «Дизайн-классу» Олег рассказал что такое активное формообразование и зачем оно необходимо графическим дизайнерам, художникам, визуализаторам, архитекторам, строителям и интерьерщикам.

Для кого предназначен ваш семинар и что приобретут после него те, кто на него придут?

– Семинар будет полезен для всех, кто так или иначе работаем с визуальными образами. Будь то дизайнеры, художники, архитекторы, скульпторы и т.п., ведь принципы формообразования едины в независимости от их конкретного применения.

Семинар будет иметь несколько аспектов:

– развитие мануальных навыков –  “постановка” руки и глаза;

– развитие объемно-пространственного мышления, хотя этот термин не совсем верный, на семинаре я объясню почему, но сейчас приходиться использовать его, чтобы было понятно о чем идет речь.

– развитие зрительного восприятия окружающей среды.

Надо добавить, что семь часов с одной стороны — это много, если речь идет об одном занятии, но с другой стороны – это мало, если мы говорим о выработке новых навыков. Поэтому задача этого семинара – раздвинуть представление участников о возможностях работы с формой, о рисунке, и о способах изображения окружающей среды на поверхности, чтобы задать направление для дальнейшего саморазвития.

Как будет проходить семинар-практикум, чем будут заниматься те, кто на него придет?

– Семинар будет состоять из нескольких блоков. В начале каждого блока будет лекционная часть, поясняющая те или иные аспекты. Затем практическая часть. Практические задания будут иметь вид абстрактных трехмерных рисунков, и будут выполняться пастелью и простыми карандашами. Каждое задание будет иметь несколько аспектов, поэтому работа будет вестись поэтапно.

Что значит сама тема «активное формообразование». Почему именно «активное» и чем оно отличается от обычного?

– Активное, потому что мы не рисуем сразу готовую форму, а формируем ее в процессе работы, до конца не зная какой она получится в итоге. При академическом подходе, обычно учат вести работу от общего к частному. Мы же напротив, будем вести работу от частного к общему, подобно тому, как развивается все живое. При таком подходе, с одной стороны, мы можем остановиться в любой момент, и в любой момент времени работа будет готовой. С другой стороны, работа может вестись теоретически бесконечно. По-сути, мы ограниченны только временем и физической прочностью бумаги.

Насколько важно и необходимо владеть этой темой для дизайнера. Ведь часто можно встретить мнение, что для этой работы достаточно владения определенным набором графических программ?

– Напротив. Что отличает дизайнера от человека, который просто выучил компьютерные программы? Это умение композиционно мыслить, обращаться с цветом и формой. То, что в итоге формирует и интуитивное чувство вкуса. Если говорить более меркантильно, это отражается и непосредственно на зарплате. Если просмотреть вакансии, зарплаты дизайнеров в Украине отличаются в десятки раз, от нескольких тысяч гривен в месяц, до нескольких тысяч долларов. Выучив только программы, вы не сможете собрать сильное портфолио и устроиться на приличную фирму. И еще, для того чтобы выучить необходимые для работы программы хватит  и нескольких месяцев, подобные же навыки нарабатывать и оттачивать необходимо годами.

Имеет ли смысл приходить тем, кто не имеет художественной подготовки или образования?

– Уровень подготовки не играет существенной роли, это могут быть студенты профильных вузов, уже работающие специалисты, и просто интересующиеся этим на уровне хобби. Как и в тренажерном зале один человек может поднимать штангу 100 кг, другой 10 кг, но оба человека при этом прорабатываю одну и туже группу мышц. Также задания строятся и здесь.


2. Персона
Вы сами успешный практикующий дизайнер. Что толкает вас делиться знаниями с другими?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо рассказать, как мы с друзьями начали проводить занятия. Будучи студентами академии, мы остро ощущали на себе все недостатки отечественного образования, которое по своей сути остается советским, к тому же оно деградировало в годы независимости. Параллельно мы занимались самообразованием: читали книги, посещали мастер-классы, занимались в мастерских с преподавателями. В процессе общения у нас сформировалось представление о том, каким может и должно быть образование. Будучи ещё сами студентами старших курсов, мы начали собирать в общежитии людей и проводить занятия по композиции.  Тогда это был наш своеобразный ответ официальному образованию, ведь критиковать имеет право только тот, кто сам что-то делает. Кроме того, лучший способ научиться самому — это начать учить других. Со временем мотивации менялись, есть и амбициозные цели вроде создания альтернативного образования, и более приземлённые — зарабатывать достойные деньги любимым делом. Вообще преподавание для меня — это что-то вроде передачи олимпийского огня: из рук в руки, из поколения к поколению, от учителя к ученику. Есть люди, которых я считаю своими учителями, и вижу смысл в том, чтобы тот «огонь», который я получил от них передать дальше.

Кроме того занимаясь коммерческим дизайном, я чувствую что мой творческий и интеллектуальный потенциал используется максимум процентов на 20. Поэтому, чтобы чувствовать себя в полной мере реализованным, для меня важно, чтобы оставалось место и творчеству, и теоретической работе, в том числе и преподаванию.


Среди курсов, которые вы преподаете: колористика, формообразование, композиция. Почему именно эти темы и как велик запрос на них? Ведь можно устраивать семинары на более практичные темы, такие как, например, «рисование иконок», дающие быструю коммерческую отдачу. 

Потому что я убежден, что это стержень и корень всего. Без этого нет смысла двигаться дальше. Если сказать ещё шире, мы вторичная культура, со времен авангарда начала 20-го века, мы не дали миру ничего. Все новое и интересное приходит к нам с запада или востока, а мы только адаптируем это с опозданием в несколько лет. Чтобы прекратить эту погоню за трендами, сменить позицию догоняющих на позицию лидеров, нам необходимо провести большую внутреннюю работу, подготовить базу. Чем я и пытаюсь заниматься в меру своих сил и времени.

Сейчас действительно большим спросом пользуются курсы по UX и web дизайну, особенно с началом кризиса люди стремятся обучиться или переучиться на профессии позволяющие работать на запад и получать зарплату в долларах. Но опять же, чудес не бывает, не имея необходимой базы, невозможно за пару тройку месяцев стать высококлассным и высокооплачиваемым специалистом. И напротив, имея базу не так сложно подучить необходимые программы и технические требования. Это подтверждает и мой личный опыт. Будучи по профессии графическим дизайнером, я работал и web-дизайнером, и UI/UX дизайнером, и дизайнером в рекламном агентстве. Имея определенную базу, недостающие знания и опыт я без особых проблем добирал прямо в процессе работы.

Спрос на эти темы есть, возможно не такой большой как хотелось бы, но я склонен видеть в этом больше свои недоработки, чем непопулярность самой темы, в конце концов и маркетинг никто не отменял. А сменить свои представления об обучении на какие-то более трендовые темы я не готов. Возможно, это было бы выгоднее в краткосрочной перспективе, но я уверен что потеряю в долгосрочной перспективе. Кроме того, материальная мотивация никогда не была главной, или, по крайней мере, единственной. Первые пару лет мы проводили занятия бесплатно, потом брали какие-то символические деньги, только последние пару лет я почувствовал за собой моральное право брать деньги за лекции.


Сами вы получили высшее дизайнерское образование, преподавали дизайнерские дисциплины в вузе.  В тоже время сейчас есть много альтернативных путей получить знания и практику в области дизайна. По вашему мнению, какой путь более эффективный? Какие у них есть достоинства и недостатки?

У каждого свой путь. Я знаю отличных дизайнеров, которые не имеют никакого официального образования. И напротив, знаю людей, которые закончили академию и ни дня не проработали по профессии. Ни то, ни другое не показатель. У меня есть свое представление об обучении, которое я и пытаюсь реализовывать. Если вкратце — это обучение принципам, в противовес обучению правилам и бесправию.

Могу сказать, что я не верю в государственное образование в нашей стране. Но с другой стороны сейчас в Украине в области дизайна и искусств нет полноценной альтернативы государственным ВУЗам. Это очень длинный разговор, про это можно отдельную лекцию прочитать. Сейчас тем, кто хочет учиться в Украине приходится выбирать между хреном и редькой. С одной стороны курсы более динамичные, быстрее реагируют на запросы времени, с другой стороны, они все слишком короткие, чтобы претендовать на фундаментальное образование. Институты дают время на то, чтобы состояться, но, с другой стороны, постсоветское образование имеет деструктивное влияние на творческую личность. Наверное, сейчас лучший вариант обучиться дизайну в Украине — это держаться за конкретных людей, если на вашем пути попался толковый преподаватель. Держитесь за него, и не важно где он преподает.

Имея опыт преподавания и в государственном вузе и в частном порядке, могу сравнить их с точки зрения преподавателя. На курсы приходят более осознанные люди, часто более взрослого возраста, которые сами пришли к тому, что им это надо. В институт люди идут сразу после школы, многие не понимают куда, и зачем поступили. Но, с другой стороны, если на курсах я могу мотивировать только пряником, то в государственных вузах есть возможность использовать еще и кнут, что дает возможность добиваться лучшего результата.


Что такое школа-лаборатория «Начáла»? Альтернатива традиционному образованию и курсам, дополнение к ним?

Сегодня «Начáла» – это скорее идея, которая в будущем может или расцвести или завянуть. В долгосрочной перспективе я вижу цель создания системы визуального образования в Украине, и полноценной альтернативы государственным ВУЗам. Но на данный момент это дополнение ко всем другим источникам информации.


Возвращаясь к практической стороне специальности. У вас есть опыт создания сайтов, пользовательских интерфейсов, дизайна рекламы, участие в качестве дизайнера в социальных проектах, преподавательская работа.  Какое из этих направлений кажется сейчас самым привлекательным?

Как и многим другим представителям подобных профессий, мне приходиться балансировать между тем, что приносит творческое и интеллектуальное удовлетворение, и тем что приносит деньги. Поэтому периоды работы в студии я сменяю периодами, посвященными саморазвитию. Для меня не важно, ЧТО делать, важно КАК. Я не вижу принципиальной разницы между графическим дизайном, web дизайном и живописью. Сейчас я в поисках своего ответа на вопрос: «Как совместить внутреннюю потребность с внешней необходимостью?»

12.09.2019
Похожие статьи
Умови конкурсу #Поштовх
Повні умови. Не зволікайте з участю та заохочуйте своїх друзів голосувати за вашу роботу вподобайками.
Адаптация изображения для web
По информации Internet World Stats, на август 2018 года 4,157 млрд. человек, стали пользователями интернет сети.
Термины в каллиграфии
Для удобства учащихся курса «Графический дизайн», курса «Типографика» и курса «Каллиграфия» предлагаем основные термины.
Спасибо, Ваша заявка будет обработана.
При регистрации возникла ошибка