Для удобства учащихся курса «Графический дизайн», курса «Типографика» и курса «Каллиграфия» предлагаем основные термины.
Каллиграфия
(гр.-красота, писать), искусство писать красивым и четким почерком. Как вид искусства, каллиграфия приобрела эстетическое развитие в Древнем Китае, став в дальнейшем утонченным видом художественной деятельности во всем Азиатско-Тихоатлантическом регионе. Каллиграфическим росчерком украшали ширмы, веяры, костюмы аристократов. Каллиграфия, как в Китае, так и в Японии считалась культурным идеалом. Не зря много художников отдавало предпочтение славе каллиграфа, чем славе художника. Законы и принципы создания каллиграфического свитка легли в основу теории и практики изобразительного искусства. Широкое распространение получило в XIX веке двухнажимное письмо. На базе английской каллиграфии возникла славянская каллиграфия.
Капитальное квадратное письмо
(лат.- главный, голова) имеет такие характерные признаки: большинство букв имею пропорции, при которых они вместе с засечками вписываются в квадрат, буквы поставлены свободно, разрывы между словами отсутствуют, рядки размещаются на расстояниях, которые приравниваются высоте букв, угол написания равен 25°- 30°, инструментом могли быть калам или тростниковое перо, птичье или бронзовое перо.
Капитальное рустическое письмо
(лат.- главный, голова) – имеет вытянутые пропорции букв 5:3, очень тонкие вертикали и жирные горизонтальные линии, большой наклон пера, и угол письма – не меньше 60°, написание сплошное, расстояния между рядами равно половине высоты букв, инструменты письма те же, что и у капитального квадратного письма.
Каролингский минускул
( лат. Маленький, мелкий) – шрифт, который складывается из мелких букв. Возник под влиянием скорописных и курсивных почерков в конце VIII века на основе латинского алфавита. Для минускула характерно наличие верхних и нижних выносных элементов. Каролингский минускул – средневековое латинское письмо, которое легло в основу классической антиквы.
Маюскул, маюскульный шрифт (письмо)
(лат.- несколько больший) – в искусстве шрифта написание заглавных букв, преимущественно древнелатинской и греческой письменности, элементы которых пребывают в границах двух воображаемых параллельных линий. Противоположный к минускольному шрифту.
Информация взята и переведена с издания «ОБРАЗОТВОРЧЕ МИСТЕЦТВО. Енциклопедичний ілюстрований словник-довідник» А.Пасічного, відання Киів-2007.