Значение модульного проектирования

10.08.2016

Олег Почтар рассказал о значении  модульного проектирования.

ДК: Многие могут сказать: «А что там особенного, в модульных сетках, я про них знаю и даже пользуюсь, чему еще меня могут научить?»

- Честно говоря, я сомневаюсь, что много кто разбирается в модульных сетках. Несмотря на то, что эта тема на слуху, в большинстве случаев это из серии: «Слышал звон, не знаю где он». Мало кто из дизайнеров действительно вникал и разбирался «как?», «зачем?» и «исходя из чего?» строятся модульные сетки. Набор произвольно выбранных вертикальных и горизонтальных линий ещё

Даже если внешне, на первый взгляд, это похоже на образцы тех сеток, что мы видели в учебниках. Это как мартышка в очках, она может делать вид что читает, но мы то знаем, что она не умеет читать.

Более того, скажу неприятную многим вещь, мы в целом как культура невежественны во многих вопросах, этим невежеством больны и дизайнеры. Нам не хватает культуры познания.

ДК: Модульные сетки, это скучно?

- По этому поводу мне очень нравиться высказывание Роберта Бринхерста. Пропорции и модульные сетки неразрывно связаны с математикой, и вот что он пишет по этому поводу:

«Математика существует не для того, чтобы навязывать кому-либо тяжелую работу. Наоборот, она существует только для удовольствия. Для удовольствия тех, кто любит анализировать то, что он делает, или что может сделать, или то, что уже сделал в надежде сделать это ещё лучше».

Можно долго рассуждать о пользе модульного проектирования, о том какие безграничные возможности оно даёт, как позволяет добиваться взаимосвязи частей по отношению к друг другу и к целому. Но правда в том, что существуют разные подходы к проектированию, как существуют разные люди с разными характерами. Если этот метод проектирования мучителен для вас, то может и не стоит себя мучить. А может вы просто не понимаете, как он работает. Я действительно получаю удовольствие от работы с пропорциями и модульными сетками. Это же безумно интересно! При том, что в школе по математике у меня была извечная тройка. Но это одна из проблем нашего образования, что оно оторвано от жизни. В школе нас учили сухим формулам и уравнениям, не объясняя как они проявляют себя в жизни и какие дают возможности. И мне было не интересно. Сейчас когда я понимаю, как одни и те же пропорции проявляют себя в живой и неживой природе, в геометрии, музыке, архитектуре и в том числе в проектировании книг и сайтов, мне это безумно интересно. И иногда я жалею, что недостаточно хорошо знаю математику.

ДК: Как широко используются модульные сетки, для чего и насколько полно реализуется их функционал?

- Модульное проектирование может применяться, как к проектированию целых городов, так и к проектированию разворотов книг. Теоретически по одной и той же модульной шкале может быть спроектирован план города, все здания в этом городе, вся мебель и техника внутри этих домов, и все интерфейсы и шрифты, которые используются в этой технике. Это была бы идеальная композиция. Раз мы такого не делаем, значит не в полной мере используем потенциал модульного проектирования.

Если говорить более узко, о проектировании сайтов и книг на основе модельных сеток, то и здесь их потенциал используется в малой степени. Кроме «классических» модульных сеток, которые позволяют делать уравновешенную иерархически выстроенную композицию, мы рассмотрим ещё и примеры «нестандартных» модульных сеток, которые дают нам новые уникальные возможности, и которые практически не используются. Можно найти лишь редкие примеры их применения.

Уровень нашего дизайн образования изменится тогда, когда на дипломах оценку будут ставить не за журнал или сайт, а за разработку принципиально новой по возможностям модульной сетки, а сайт или журнал будет рассматриваться лишь как пример её использования.

ДК: Какие преимущества на рынке труда даст владение материалом семинара?

- Иногда, читая книги по модульным сеткам в основном западных авторов, кажется, что автор издевается. Проработав какое-то количество лет на отечественном рынке, я понимаю, что у нас оно так не работает, как работает, например, в Швейцарии. Уровень развития общества, экономики, заказчиков, да во многих случаях и дизайнеров, не позволяет делать нам проекты так, как делают их они. Часто приходиться работать в условиях цейтнота, ограниченного бюджета, когда заказчик постоянно вставляет свои пять копеек и вяжет дизайнера по рукам и ногам. Отечественному заказчику сложно объяснить, что какое-то количество времени нужно потратить на продумывание и разработку того, что «не видно» — на модульную сетку. И что это время должно оплачиваться. Заказчик сразу хочет видеть «картинку», и готов платить только за «картинки». По этому в качестве отдельного раздела семинара я расскажу о тех подходах к работе с модульными сетками к которым я пришёл в процессе своего практического опыта. И которые точно работают в отечественных условиях.

Посмотреть подробности семинара и записаться на него можно тут