Интервью с дизайнером Олегом Почтарем

10.08.2016

Олег Почтар: «Дизайнера от человека, который просто выучил программы отличает умение композиционно мыслить, обращаться с цветом и формой. Это отражается и на уровне зарплаты на зарплате»

 21 мая в «Дизайн-Классе» пройдет семинар практикум «Активное формообразование». Его проведет Олег Почтар, выпускник академии дизайна, много лет преподававший в институте дизайна. Он также сотрудничает с международным рекламным агентством Think MCCANN, до этого разрабатывал пользовательские интерфейсы для крупнейшего производителя устройств для чтения электронных книг и планшетов PocketBook.

В интервью «Дизайн-классу» Олег рассказал что такое активное формообразование и зачем оно необходимо графическим дизайнерам, художникам, визуализаторам, архитекторам, строителям и интерьерщикам.  

Для кого предназначен ваш семинар и что приобретут после него те, кто на него придут?

– Семинар будет полезен для всех, кто так или иначе работаем с визуальными образами. Будь то дизайнеры, художники, архитекторы, скульпторы и т.п., ведь принципы формообразования едины в независимости от их конкретного применения.

Семинар будет иметь несколько аспектов:

– развитие мануальных навыков –  “постановка” руки и глаза;

– развитие объемно-пространственного мышления, хотя этот термин не совсем верный, на семинаре я объясню почему, но сейчас приходиться использовать его, чтобы было понятно о чем идет речь.

– развитие зрительного восприятия окружающей среды.

Надо добавить, что семь часов с одной стороны — это много, если речь идет об одном занятии, но с другой стороны – это мало, если мы говорим о выработке новых навыков. Поэтому задача этого семинара – раздвинуть представление участников о возможностях работы с формой, о рисунке, и о способах изображения окружающей среды на поверхности, чтобы задать направление для дальнейшего саморазвития.

Как будет проходить семинар-практикум, чем будут заниматься те, кто на него придет?

– Семинар будет состоять из нескольких блоков. В начале каждого блока будет лекционная часть, поясняющая те или иные аспекты. Затем практическая часть. Практические задания будут иметь вид абстрактных трехмерных рисунков, и будут выполняться пастелью и простыми карандашами. Каждое задание будет иметь несколько аспектов, поэтому работа будет вестись поэтапно.

Что значит сама тема «активное формообразование». Почему именно «активное» и чем оно отличается от обычного?

– Активное, потому что мы не рисуем сразу готовую форму, а формируем ее в процессе работы, до конца не зная какой она получится в итоге. При академическом подходе, обычно учат вести работу от общего к частному. Мы же напротив, будем вести работу от частного к общему, подобно тому, как развивается все живое. При таком подходе, с одной стороны, мы можем остановиться в любой момент, и в любой момент времени работа будет готовой. С другой стороны, работа может вестись теоретически бесконечно. По-сути, мы ограниченны только временем и физической прочностью бумаги.

Насколько важно и необходимо владеть этой темой для дизайнера. Ведь часто можно встретить мнение, что для этой работы достаточно владения определенным набором графических программ?

– Напротив. Что отличает дизайнера от человека, который просто выучил компьютерные программы? Это умение композиционно мыслить, обращаться с цветом и формой. То, что в итоге формирует и интуитивное чувство вкуса. Если говорить более меркантильно, это отражается и непосредственно на зарплате. Если просмотреть вакансии, зарплаты дизайнеров в Украине отличаются в десятки раз, от нескольких тысяч гривен в месяц, до нескольких тысяч долларов. Выучив только программы, вы не сможете собрать сильное портфолио и устроиться на приличную фирму. И еще, для того чтобы выучить необходимые для работы программы хватит  и нескольких месяцев, подобные же навыки нарабатывать и оттачивать необходимо годами.

Имеет ли смысл приходить тем, кто не имеет художественной подготовки или образования?

– Уровень подготовки не играет существенной роли, это могут быть студенты профильных вузов, уже работающие специалисты, и просто интересующиеся этим на уровне хобби. Как и в тренажерном зале один человек может поднимать штангу 100 кг, другой 10 кг, но оба человека при этом прорабатываю одну и туже группу мышц. Также задания строятся и здесь.


2. Персона
Вы сами успешный практикующий дизайнер. Что толкает вас делиться знаниями с другими?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо рассказать, как мы с друзьями начали проводить занятия. Будучи студентами академии, мы остро ощущали на себе все недостатки отечественного образования, которое по своей сути остается советским, к тому же оно деградировало в годы независимости. Параллельно мы занимались самообразованием: читали книги, посещали мастер-классы, занимались в мастерских с преподавателями. В процессе общения у нас сформировалось представление о том, каким может и должно быть образование. Будучи ещё сами студентами старших курсов, мы начали собирать в общежитии людей и проводить занятия по композиции.  Тогда это был наш своеобразный ответ официальному образованию, ведь критиковать имеет право только тот, кто сам что-то делает. Кроме того, лучший способ научиться самому — это начать учить других. Со временем мотивации менялись, есть и амбициозные цели вроде создания альтернативного образования, и более приземлённые — зарабатывать достойные деньги любимым делом. Вообще преподавание для меня — это что-то вроде передачи олимпийского огня: из рук в руки, из поколения к поколению, от учителя к ученику. Есть люди, которых я считаю своими учителями, и вижу смысл в том, чтобы тот «огонь», который я получил от них передать дальше.

Кроме того занимаясь коммерческим дизайном, я чувствую что мой творческий и интеллектуальный потенциал используется максимум процентов на 20. Поэтому, чтобы чувствовать себя в полной мере реализованным, для меня важно, чтобы оставалось место и творчеству, и теоретической работе, в том числе и преподаванию.


Среди курсов, которые вы преподаете: колористика, формообразование, композиция. Почему именно эти темы и как велик запрос на них? Ведь можно устраивать семинары на более практичные темы, такие как, например, «рисование иконок», дающие быструю коммерческую отдачу. 

Потому что я убежден, что это стержень и корень всего. Без этого нет смысла двигаться дальше. Если сказать ещё шире, мы вторичная культура, со времен авангарда начала 20-го века, мы не дали миру ничего. Все новое и интересное приходит к нам с запада или востока, а мы только адаптируем это с опозданием в несколько лет. Чтобы прекратить эту погоню за трендами, сменить позицию догоняющих на позицию лидеров, нам необходимо провести большую внутреннюю работу, подготовить базу. Чем я и пытаюсь заниматься в меру своих сил и времени.

Сейчас действительно большим спросом пользуются курсы по UX и web дизайну, особенно с началом кризиса люди стремятся обучиться или переучиться на профессии позволяющие работать на запад и получать зарплату в долларах. Но опять же, чудес не бывает, не имея необходимой базы, невозможно за пару тройку месяцев стать высококлассным и высокооплачиваемым специалистом. И напротив, имея базу не так сложно подучить необходимые программы и технические требования. Это подтверждает и мой личный опыт. Будучи по профессии графическим дизайнером, я работал и web-дизайнером, и UI/UX дизайнером, и дизайнером в рекламном агентстве. Имея определенную базу, недостающие знания и опыт я без особых проблем добирал прямо в процессе работы.

Спрос на эти темы есть, возможно не такой большой как хотелось бы, но я склонен видеть в этом больше свои недоработки, чем непопулярность самой темы, в конце концов и маркетинг никто не отменял. А сменить свои представления об обучении на какие-то более трендовые темы я не готов. Возможно, это было бы выгоднее в краткосрочной перспективе, но я уверен что потеряю в долгосрочной перспективе. Кроме того, материальная мотивация никогда не была главной, или, по крайней мере, единственной. Первые пару лет мы проводили занятия бесплатно, потом брали какие-то символические деньги, только последние пару лет я почувствовал за собой моральное право брать деньги за лекции.


Сами вы получили высшее дизайнерское образование, преподавали дизайнерские дисциплины в вузе.  В тоже время сейчас есть много альтернативных путей получить знания и практику в области дизайна. По вашему мнению, какой путь более эффективный? Какие у них есть достоинства и недостатки?

У каждого свой путь. Я знаю отличных дизайнеров, которые не имеют никакого официального образования. И напротив, знаю людей, которые закончили академию и ни дня не проработали по профессии. Ни то, ни другое не показатель. У меня есть свое представление об обучении, которое я и пытаюсь реализовывать. Если вкратце - это обучение принципам, в противовес обучению правилам и бесправию.

Могу сказать, что я не верю в государственное образование в нашей стране. Но с другой стороны сейчас в Украине в области дизайна и искусств нет полноценной альтернативы государственным ВУЗам. Это очень длинный разговор, про это можно отдельную лекцию прочитать. Сейчас тем, кто хочет учиться в Украине приходится выбирать между хреном и редькой. С одной стороны курсы более динамичные, быстрее реагируют на запросы времени, с другой стороны, они все слишком короткие, чтобы претендовать на фундаментальное образование. Институты дают время на то, чтобы состояться, но, с другой стороны, постсоветское образование имеет деструктивное влияние на творческую личность. Наверное, сейчас лучший вариант обучиться дизайну в Украине — это держаться за конкретных людей, если на вашем пути попался толковый преподаватель. Держитесь за него, и не важно где он преподает.

Имея опыт преподавания и в государственном вузе и в частном порядке, могу сравнить их с точки зрения преподавателя. На курсы приходят более осознанные люди, часто более взрослого возраста, которые сами пришли к тому, что им это надо. В институт люди идут сразу после школы, многие не понимают куда, и зачем поступили. Но, с другой стороны, если на курсах я могу мотивировать только пряником, то в государственных вузах есть возможность использовать еще и кнут, что дает возможность добиваться лучшего результата.


Что такое школа-лаборатория «Начáла»? Альтернатива традиционному образованию и курсам, дополнение к ним?

Сегодня «Начáла» – это скорее идея, которая в будущем может или расцвести или завянуть. В долгосрочной перспективе я вижу цель создания системы визуального образования в Украине, и полноценной альтернативы государственным ВУЗам. Но на данный момент это дополнение ко всем другим источникам информации.


Возвращаясь к практической стороне специальности. У вас есть опыт создания сайтов, пользовательских интерфейсов, дизайна рекламы, участие в качестве дизайнера в социальных проектах, преподавательская работа.  Какое из этих направлений кажется сейчас самым привлекательным?

Как и многим другим представителям подобных профессий, мне приходиться балансировать между тем, что приносит творческое и интеллектуальное удовлетворение, и тем что приносит деньги. Поэтому периоды работы в студии я сменяю периодами, посвященными саморазвитию. Для меня не важно, ЧТО делать, важно КАК. Я не вижу принципиальной разницы между графическим дизайном, web дизайном и живописью. Сейчас я в поисках своего ответа на вопрос: «Как совместить внутреннюю потребность с внешней необходимостью?»